Социальный дизайн что это такое

Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность социального института 4

2. Экономическая организация общества и ее исторические типы 7

3. Понятие экономической культуры общества 11

4. Функции и структура экономической системы общества 15

Заключение 18

Список литературы 19

Введение

Экономика является важным социальным институтом общества, благодаря которому удовлетворяются материальные потребности людей. Ежедневно каждый из нас сталкивается с решением экономических проблем, отправляясь в магазин за покупками. Всякий раз мы оказываемся перед выбором, что купить, как быть, если нужного товара нет или его цена превышает имеющуюся у вас сумму денег. Актом приобретения или отказа от покупки определенного товара вы влияете на экономику, заставляете ее производить нужный вам товар.

Термин «экономика» ввел в обиход греческий поэт Гесиод (VI в. до н.э.). Он состоит из двух греческих слов: «oikos» (что означает дом, домашнее хозяйство) и «nomos» (правила, закон). Следовательно, экономика в переводе с древнегреческого означает свод правил по управлению домашним хозяйством. Однако со временем первоначальный смысл термина изменился, а современного понимание очень широко. В данном реферате мы рассмотрим особенности экономики как социального института.

1. Понятие и сущность социального института

Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. «Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни» [7, c. 96].

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН - это конкретное учреждение, а наука - это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями [10, c. 112].

Иначе понимал институты Р. Миллс, а именно как общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образующим институциональный порядок. Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию [10, c. 114]. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

По мнению Л. Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды. Социальный институт - культурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ [10, c. 115]. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов. Дж. Бернард и Л. Томпсон определяют институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Причем, поскольку институты - это нормы или правила поведения, имеющие отношение только к людям, индивиды - это институциональные учреждения (организации) или ассоциации, исполняющие определенные функции и сосредоточенные в материальном окружении - зданиях, заводах и т.п.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества» [8, c. 98]. По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.» [8, c. 99]. В.Ф. Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов» [8, c. 100]. Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

 ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

 совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

 формальную и неформальную организацию;

 совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

 обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

2. Экономическая организация общества и ее исторические типы

Что такое экономика, или «экономическая система общества», экономика как социальный институт? По словам известного американского экономиста П. Самуэльсона, экономическая система общества (он называет ее экономической организацией) призвана решать три взаимосвязанные проблемы:

1. Что должно производить, какие товары и услуги из громадного множества их различных вариаций и в каком количестве;

2. Как эти товары следует производить, какими группами людей, с помощью каких ресурсов и на основе какой технологии;

3. Для кого предназначаются эти товары и услуги, как они распределяются в обществе между различными группами людей.

Социологический анализ экономики как социального института имеет ряд характерных особенностей. По словам Н. Смелзера, социолог рассматривает экономическое поведение как конкретный случай общего социального поведения, изучает экономическое поведение как комплекс ролей и социальных организаций [8, c. 211].

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную.

Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, она отличалась коллективной формой собственности на землю, орудия и средства производства.

В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежит сельскохозяйственному труду, а владение землей является источником власти, богатства, престижа.

Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта [12, c. 55].

Экономика конкретного общества представляет собой совокупность различных видов хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение разнообразных материальных потребностей. Хозяйственная деятельность обладает рядом отличительных признаков. Во-первых, хозяйственная (экономическая) деятельность - это целесообразное поведение производителя и потребителя, поскольку основана на известном расчете, соотнесении затрат энергии, ресурсов и получаемых выгод. Во-вторых, хозяйственная деятельность существует для удовлетворения потребностей людей. В-третьих, потребности имеют свойство постоянно расти, а ресурсы для их удовлетворения всегда ограничены. Следовательно, хозяйственную деятельность можно представить как взаимосвязь трех элементов: ресурсов, производства и потребления [12, c. 57].

Наиболее важным компонентом хозяйственной деятельности является ее направленность на удовлетворение материальных потребностей исходя из имеющихся ресурсов. Для того чтобы выжить, человек должен удовлетворять свои основные потребности. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо, необходимом для поддержания собственной жизнедеятельности.

Потребности человека достаточно разнообразны: в пище, безопасности, достижении цели, реализации талантов, любви, сексе, общении и т.д. Однако наиболее значимыми для поддержания нормальных условий жизнедеятельности человека являются:

 материальные блага, которые выступают в качестве осязаемых предметов, необходимых человеку: одежда, жилище, автомобиль, телефон и т.д.;

 услуги, которые, напротив, невещественны и представляют собой усилия, выраженные в сообщении нужной информации, обучении кого-либо, консультировании, лечении и т.д.

По своей значимости товары и услуги могут подразделяться на предметы первой необходимости, без которых человек не может обойтись, например продуктов питания, жилья, одежды и т.д. Напротив, без предметов роскоши (например, драгоценностей) человек вполне может прожить.

Наряду с этим, одни блага и услуги можно свободно получить в любом количестве, как, например, воздух, которым дышим, море, на берегу которого мы отдыхаем, и т.д. Такие блага называются свободными, или неэкономическими, поскольку являются бесплатными. Однако существуют редкие или ограниченные блага, за которые необходимо платить.

Если в произведенном продукте - предмете или услуге существует потребность, то он превращается в товар, т.е. продукт, предназначенный для купли и продажи. Процесс удовлетворения определенной потребности в товаре посредством его использования называется потреблением, а человек, приобретший товар, - потребителем. В рыночной экономике удовлетворяется лишь платежеспособная потребность, т.е. такая, которая обеспечена деньгами и измеряется экономической выгодностью и полезностью [1, c. 108].

В зависимости от характера использования материальные блага и услуги подразделяются на предметы личного потребления, направленные на удовлетворение потребностей отдельного человека, и предметы производственного потребления, используемые в процессе производства: сырье, материалы, станки, машины, информация.

Наши потребности всегда обгоняют наши возможности. Кроме того, абсолютное большинство благ и услуг являются редкими и не существуют в готовом виде, следовательно, необходимо заниматься их производством. Производство представляет собой процесс воздействия человека на природу с целью создания благ из имеющихся ресурсов. Все ресурсы, необходимые для осуществления производства, делятся на три вида: природные, людские и инвестиционные. Это ресурсы называются факторами производства.

Природные ресурсы - это полезные ископаемые, леса, источники воды, воздух, земля, т.е. дарованные природой блага, которые используются человеком в процессе создания продукта. Экономисты именуют этот фактор производства термином «земля».

Людские ресурсы - это физические и умственные усилия, используемые в процессе создания материальных благ и услуг. Данный фактор производства обозначается термином «труд».

Инвестиционные ресурсы, их еще называют «капитал», - это средства производства. Их обычно делят на две группы: орудия труда (станки, машины, оборудование) и предметы труда (сырье, полуфабрикаты, из которых изготавливается конечный продукт). Сюда включаются и деньги, но только в том случае, если они использованы для закупки машин, поскольку сами деньги ничего не производят и фактором производства не выступают.

Все три фактора могут взаимодействовать при наличии еще одного специфического ресурса - предпринимательских способностей менеджеров, организаторов и управленцев, которые соединяют труд, капитал и землю в производственном процессе [12, c. 67].

Экономика как социальный институт выполняет целый ряд функций. Функции экономики направлены на обеспечение, развитие, функционирование производства, распределения, обмена и потребления.

Можно выделить несколько функций экономики как социального института (рис. 1).

Рис. 1. Функции экономики как социального института

Выполнение зависит от отношения субъектов к новому, достижениям науки, уровня и характера их активности. Эти функции реализуются благодаря большому количеству социальных институтов. Социальные механизмы обеспечения этих функций: подбор и расстановка кадров, распределительные отношения, планирование снабжения, потребления и т.д. Эффектив6ность реализации этих функций зависит в значительной степени от уровня экономической культуры общества, его членов.

3. Понятие экономической культуры общества

Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.

В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения известные специалисты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение:

1) ценности и мораль (трудовая этика);

2) научное и инструментальное знание (профессиональное, специализированное);

3) нормы и нормативная регуляция поведения [12, c. 69].

Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.

Как убедительно показал еще М. Вебер, мировые религии по-разному определяют значение хозяйственной деятельности, но трудовая мораль занимает важное место в системе религиозных ценностей. Согласно его точки зрения, протестантская этика, возникшая в ряде стран Западной Европы в XVI-XVII веках, в период после Реформации, подчеркивающая значение добросовестного труда, рачительного, бережного отношения к хозяйственной деятельности, явилась моральным стимулом для возникновения «рационального духа капитализма».

В годы социалистического строительства в СССР отношения официальных властей и идеологии к ценностям трудовой деятельности было двойственным: с одной стороны, официальная пропаганда преподносила труд как «дело чести и славы», а с другой - насаждалась система принудительного труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Отчуждение трудящихся от средств производства, монополизация этих средств партийно-государственной бюрократией привели к утрате истинной экономической мотивации, отлыниванию от работы, возникновению иждивенческих настроений среди масс.

Кризис тоталитарного общества, его морали и культуры теснейшим образом переплетается с кризисом трудовой этики. Основные проблемы современной экономической культуры на уровне ценностей - это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной соединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика эффективно заработает лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвоены большинством населения, что позволит создать новую экономическую мотивацию для трудовой деятельности.

В системе экономической культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди них ведущую роль играет такая ценность, как частная собственность.

В России традиционно, особенно в конце ХIХ-начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе. Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».

Так, историк С.С. Ольденберг приводит ряд убедительных высказываний, подтверждающих, что русское общество имеет сильное предубеждение против предпринимательской деятельности и соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агрономом на службе земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, буржуазным, чем промышленником. По мнению С.Л. Франка, в России создалась ситуация, когда сами собственники не имели «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. В то же время сам русский народ, по мнению Н.А. Бердяева, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазные нормы и добродетели. В результате, по мнению П.П. Рябушинского, частное предпринимательство, благодаря которому расцвела экономическая жизнь России к 1913 году, в момент кризиса ассоциировалась у народа с бандой спекулянтов, наживающихся на народном горе. Отсутствие традиции уважительного отношения к частной собственности сделало невозможным защиту института предпринимательства после 1917 года. Малочисленная буржуазия позволила себя ликвидировать как класс [12, c. 70].

Второй составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции экономического поведения обусловлена тем, что он относится к рациональному типу социального действия.

Уровень экономической культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

1) профессиональные нормы и профессиональная этика;

2) ролевые предписания, относящиеся к различным типам

экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)

3) рыночный механизм.

4. Функции и структура экономической системы общества

Основная функция экономической системы - способствовать адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности экономической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворения различных материальных потребностей.

Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции Марксистская концепция отразила определенные реалии раннего капитализма - эпохи свободного предпринимательства [9, c. 18].

В современном индустриальном обществе конфликт между предпринимателем и рабочими в значительной степени ослаблен, так как государство регулирует отношения между трудом и капиталом.

Описание социальной структуры экономической организации представляет определенные трудности в силу ее чрезвычайной сложности: многоуровневости, разветвленности и т.д. Поэтому целесообразно выделить основные социально-статистические группы, обеспечивающие функционирование экономической системы. К таковым относятся:

1) менеджеры крупных корпораций, ответственные работники сферы управления экономикой;

2) технические специалисты среднего уровня;

3) предпринимательский класс;

4) мелкие собственники;

5) техники (мастера), осуществляющие контрольные функции на производстве;

6) квалифицированные рабочие;

7) неквалифицированные рабочие.

Экономическая организация общества состоит из двух основных уровней: в первый входят производители товаров, во второй - потребители. Однако наряду с этим следует учитывать многоуровневую систему производственных организаций, которая в самом общем виде может быть представлена двумя социально-статусными группами - управляющими (менеджерами) и рабочими, квалифицированными и неквалифицированными.

Итак, в упрощенном виде структура индустриальной экономической организации может быть представлена взаимоотношениями четырех основных социальных позиций - предпринимателей, менеджеров, рабочих и потребителей [9, c. 22].

Предприниматель - ключевая фигура рыночной экономики. Громадные достижения современной цивилизации (высокий уровень технического прогресса, материальное благосостояние широких масс население, изобилие товаров в промышленно развитых странах) справедливо связывают с деятельностью частного сектора и типичных его представителей - бизнесменов и предпринимателей.

Отметим объективные социально-экономические условия предпринимательства:

1) хозяйственная самостоятельность, владение собственностью;

2) легитимизация предпринимательства, подразумевающая юридическое признание института частной собственности и его государственную поддержку;

3) наличие определенных социокультурных предпосылок, благоприятное отношение со стороны общества к предпринимательской деятельности.

Важное место в экономической структуре индустриального общества принадлежит специалистам -по управлению различными сферами хозяйственной деятельности - менеджерам. Как отмечает признанный теоретик индустриального общества ДЖ. Гелбрейт, именно менеджеры, или технократы обладают реальной властью, так как осуществляют процесс принятия решений по важнейшим проблемам управления и планирования производства, разрабатывают экономическую стратегию [9, c. 27].

По мнению английских специалистов по управлению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, эффективно работающий менеджер должен обладать следующими навыками и способностями: умением управлять собой, разумными личностными ценностями, четкими личными целями, упором на постоянный личный рост, навыком решать проблемы, способностью к инновациям и изобретательностью, высокой степенью влияния на окружающих, знанием современных управленческих подходов, способностью руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Заключение

Современное общество представляет собой высоко институционализированную систему, в которой жизнь индивидов упорядочена и организована посредством социальных институтов, таких, как: мораль, право, религия, семья, экономика, образование, государство. Под социальным институтом понимается устойчивый комплекс норм, правил и символов, которые регулируют определенную сферу человеческой жизнедеятельности и организующие их в систему ролей и статусов. Социальный институт можно рассматривать как стандартизированные способы поведения индивидов, осуществляемые на основе четко разработанных правил и норм, направленные на удовлетворение общезначимых потребностей и поддержание целостности общественной системы с помощью социального контроля за исполнением этих правил.

Экономические отношения определяют положение социальных групп, определяют характер взаимодействия. В этом смысле экономика символизирует основу общества, его прочность, устойчивость.

Для характеристики экономических процессов и явлений в социологии используется целая система понятий. Самым широким среди них является понятие экономической сферы. Экономическая сфера – целостная подсистема общества, ответственная за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Экономические явления, процессы, с точки зрения внутренних закономерностей их развития, изучаются экономическими науками, социологию интересует место и роль экономики в системе общественных связей.

Экономика как социальный институт выполняет целый ряд функций. Функции экономики направлены на обеспечение, развитие, функционирование производства, распределения, обмена и потребления. Эффективность реализации этих функций зависит в значительной степени от уровня экономической культуры общества, его членов.

Список литературы

1. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. - Ростов-на-Дону, 2010.

2. Голенкова З.Т. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов / З.Т.Голенкова, Е.Д.Игитханян // Социол. исслед. - 2008. - №7. - С.75-85.

3. Добролюбов С.Е. Теория социогенеза обществ // Социол. исслед. - 2010. - №3. - С.3-14.

4. Иноземцев В. "Общество потребления" и "общество производства": так ли сильно отличаются они друг от друга? // Свободная мысль. - 2007. - N 12. - С.173-180.

5. Римашевская Н.М. Бедность и маргинализм населения // Социол. исслед. - 2004. - №4. - С.33-44.

6. Розин В.М. Социальная оценка богатства и ее связь с концепцией социального действия // Общественные науки и современность. - 2004. - №3. - С.123-131.

7. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич. - М.: Альфа-М. - М., 2005. - 272с.

8. Современная социология. Словарь. - М.: Академия, 2010.

9. Экономика в зеркале социологии / Сост. А.В. Алферов. – Новосибирск, 2008.

10. Фишер, С. и др. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М.: Дело, 2009. – 1012с.

11. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М.: Проспект, 2008. - 942с.

12. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Бек, 2009. 810с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по экономике

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(21.6 KiB, 86 downloads)


Источник: http://magref.ru/ekonomika-kak-sotsialnyiy-institut/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник архитектура-с Экстерьер в интерьере дома

Социальный дизайн что это такое Социальный дизайн что это такое Социальный дизайн что это такое Социальный дизайн что это такое Социальный дизайн что это такое Социальный дизайн что это такое Социальный дизайн что это такое Социальный дизайн что это такое